Перейти к содержимому
Статья

Современное состояние отечественного производства кабелей для Московского Метрополитена

Загорание кабеля в московском метро широко освещалось в средствах массовой информации и вызвало массу вопросов, касающихся как причин загорания, так и качества кабельной продукции для метро.

Хор голосов «экспертов» по кабельной технике, включая и некоторых специалистов кабельных заводов, приводит к выводу, что в метро эксплуатируются кабели с выработанным ресурсом, что непременно должно приводить к короткому замыканию и загоранию кабелей, а применение новых кабелей, выпускаемых российскими заводами, представляет еще большую опасность. Поэтому не безызвестный «эксперт» профильной рабочей группы Госдумы РФ считает, что такие инциденты будут повторяться, и что нужно применять материалы (кабели), не выделяющие опасных веществ при горении, которые используются в Европе.

Поскольку по роду своей деятельности мне приходится участвовать в разработках кабелей разных типов, в том числе и кабелей для метрополитенов, то считаю своим долгом прояснить ситуацию по сегодняшнему состоянию производства в РФ кабелей для объектов, где предъявляются повышенные требования по показателям надежности и пожарной безопасности.

Прежде всего, необходимо отметить, что для метро, как объекта с массовым пребыванием людей и как объекта повышенной опасности еще в 90-х годах был разработаны специальные типы бронированных кабелей с учетом условий их прокладки и эксплуатации, с целью повышения безотказности и пожаробезопасности кабельных коммуникаций. В дальнейшем с учетом общих мировых тенденций развития кабелей для метро в 2002 г. была обновлена серия силовых и контрольных кабелей путем создания кабелей, не распространяющих горение при групповой прокладке с низким дымо- и газовыделением, а начиная с 2007 года – кабелей безгалогенного типа, огнестойких кабелей и кабелей с низкой токсичностью продуктов горения.

В 2012 году в результате обобщения опыта производства и применения кабелей в метро была разработана новая редакция документа «Номенклатура кабельных изделий для применения в метрополитене», согласованного с ОАО «Метрополитен» и утвержденного ГУП «Московский Метрополитен».

Номенклатура определяет основные технические требования по показателям пожарной безопасности, по показателям надежности, по стойкости к внешним воздействующим факторам, конструктивному исполнению и маркировке кабелей, требования к постановке кабелей на серийное производство. При этом в номенклатуре указаны не только основные марки кабелей и проводов, специально разработанных для метро, но и предприятия кабельной промышленности, на которых осуществлена постановка их на производство.

На основе требований «Номенклатуры кабельных изделий для применения в метрополитене» утверждено «Техническое задание на поставку кабельно-проводниковой продукции для объектов строительства Московского метрополитена в 2013-2015 гг.», которым руководствуются при закупках.

Таким образом, в последние 10 лет ОАО «ВНИИКП», предприятия кабельной промышленности совместно с проектным институтом «Метрогипротранс» и руководством «Московского Метрополитена» планомерно осуществляли политику обеспечения метро современными типами кабелей, которые отвечают всем требованиям безопасности.

Чем отличаются кабели для метро нового поколения? Прежде всего, тем, что они изготавливаются из трудногорючих полимерных композиций, не содержащих галогенов, или специальных рецептур ПВХ пластикатов пониженной пожароопасности с низкой токсичностью продуктов горения. Современные силовые и контрольные кабели для метро соответствуют полному комплексу требований по показателям пожарной безопасности, установленному в ГОСТ Р 53315-2009 и нормам международных стандартов МЭК, в том числе:

Нужно отметить, что требования по токсичности продуктов горения кабелей впервые в России реализованы в кабельной промышленности ОАО «ВНИИКП» в обеспечение требований ГОСТ Р 53315-2009. Такие кабели изготавливаются по ТУ 16-705.496-2011 "Кабели, не распространяющие горение, с низким дымо- и газовыделением и с низкой токсичностью продуктов горения, в том числе огнестойкие".

Кабели огнестойкого исполнения нг-FRHF и нг-FRLSLTx на напряжение 600-3000 В сохраняют работоспособность при пожаре в течении времени не менее 180 мин. При этом в последние годы для московского метро завод ОАО «Иркутсккабель» изготавливает кабели на напряжение 10 кВ с пределом пожаростойкости по ГОСТ Р 53315-2009 не менее 180 мин, которые ранее поставлялись французской компанией «Нексанс».

Таким образом, все вновь сооружаемые станции метро укомплектованы пожаробезопасными кабелями, изготавливаемыми российскими заводами. Такие же типы кабелей, только не бронированные, применяются на всех российских атомных станциях. При этом следует отметить, что благодаря применению пожаробезопасных кабелей на АЭС и других мер по повышению пожарной безопасности за последние 15 лет не отмечено ни одного случая загорания кабелей на объектах использования атомных энергии. Поэтому можно полагать, что вновь сооружаемые станции метро будут укомплектованы кабелями, предусмотренными в согласованном перечне кабельной продукции, разрешенной для применения в метрополитене, будет значительно снижена вероятность загорания кабелей и пожаров в кабельных сооружениях.

Заместитель заведующего отделением кабелей энергетического назначения, к.т.н., Каменский М. К.

Упомянутый в комментарии «эксперт от Государственной Думы» опять ошибается в своих интервью относительно новых кабелей. Так, он относил кабели категории «нг» к новой продукции, которую рекомендовал в качестве продукции «премиум класса», в то время как эти кабели давно не являются новыми, не рекомендовались специалистами и нормативно-технической документацией к применению внутри помещений или в метро и действительно выделяют много темного дыма при горении. В настоящее время кабели исполнения «нг» применяются только для прокладки в наружных электроустановках, их применение в зданиях и сооружениях не рекомендовано.