Перейти к содержимому
Статья

Федеральный закон № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования»

 
Очередная проблема в техническом регулировании - принят Государственной думой 23 декабря 2009 года, подписан Президентом 27 декабря 2009 года. Этот закон распространяется на кабельную продукцию на напряжение до 1 кВ.
 
Отметим ряд проблем, следующих из принятого Закона:
  1. Закон не устанавливает однозначно ответственность изготовителя (разработчика) за идентификацию своей продукции, т.е. за отнесение ее к низковольтному оборудованию, которое должно соответствовать закону.
  2. Закон содержит очень общие требования безопасности.
  3. Закон содержит неопределенность в части используемых на разных этапах нормативных документов (ст. 4,6,8,11).
  4. Используется понятие «иные документы». Статус международных и национальных стандартов, разработанных профессионалами, прошедших экспертизу и утверждение в порядке установленном на законодательном уровне, и утвержденных для применения Перечнем Ростехрегулирования, приравнен к статусу неопределенных «иных документов», оценка которых проводится только Органом по сертификации (статья 8). Это является абсурдом, приведет к отказу от применения стандартов, разрушению созданной десятилетиями системы стандартов и снижению качества и безопасности оборудования, а следовательно, к снижению его конкурентноспособности. В настоящее время вообще отсутствуют требования профессионализма к сотрудникам органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия» (Постановление Правительства № 163 от 24.02.09 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)».
  5. Используются термины «сертификат системы качества», «сертификат системы качества, выданного в отношении системы качества, касающейся контроля и испытаний низковольтного оборудования на производстве» и «сертификат системы качества, выданный в соответствии с национальными стандартами». Неопределенность – все сертификаты выдаются в соответствии с национальными стандартами.
  6. Предусмотрены декларации соответствия со сроком действия до 5 лет, без какой либо отчетности изготовителя. Предусмотрены сертификаты соответствия продукции со сроком действия до 5 лет с инспекционным контролем только системы качества органом по сертификации систем качества, который один не может отвечать за соблюдение требований безопасности продукции. Периодичность инспекционного контроля в случае сертификации не установлена. За каким органом (или органами) по сертификации определена ответственность за соблюдение Закона из ст. 18 не ясно.
  7. В ст. 13 не установлены процедуры после выдачи сертификата соответствия иностранному изготовителю (инспекционный контроль, ответственность), в тоже время подчеркивается, что в отношении иностранного изготовителя, должен выполняться «минимально необходимый» объем испытаний. Такая формулировка неприемлема в этом случае, ведь объем испытаний определен требованиями безопасности, которые установлены. Почему такое ограничение предусмотрено только для продукции иностранного производства?!
  8. Из ст. 16, п.7 не понятно, какие документы нельзя требовать от иностранного изготовителя.
Таким образом, к ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования» необходимо готовить поправки.
 
Приглашаем кабельные заводы и другие организации познакомиться с техническим регламентом о безопасности низковольтного оборудования» и направить свои мнения
для обсуждения и подготовки предложения о поправках к этому закону по адресу:
 
.