Федеральный закон № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования»
Очередная проблема в техническом регулировании - принят Государственной думой 23 декабря 2009 года, подписан Президентом 27 декабря 2009 года. Этот закон распространяется на кабельную продукцию на напряжение до 1 кВ.
Отметим ряд проблем, следующих из принятого Закона:
- Закон не устанавливает однозначно ответственность изготовителя (разработчика) за идентификацию своей продукции, т.е. за отнесение ее к низковольтному оборудованию, которое должно соответствовать закону.
- Закон содержит очень общие требования безопасности.
- Закон содержит неопределенность в части используемых на разных этапах нормативных документов (ст. 4,6,8,11).
- Используется понятие «иные документы». Статус международных и национальных стандартов, разработанных профессионалами, прошедших экспертизу и утверждение в порядке установленном на законодательном уровне, и утвержденных для применения Перечнем Ростехрегулирования, приравнен к статусу неопределенных «иных документов», оценка которых проводится только Органом по сертификации (статья 8). Это является абсурдом, приведет к отказу от применения стандартов, разрушению созданной десятилетиями системы стандартов и снижению качества и безопасности оборудования, а следовательно, к снижению его конкурентноспособности. В настоящее время вообще отсутствуют требования профессионализма к сотрудникам органов по сертификации, выполняющих работы по подтверждению соответствия» (Постановление Правительства № 163 от 24.02.09 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)».
- Используются термины «сертификат системы качества», «сертификат системы качества, выданного в отношении системы качества, касающейся контроля и испытаний низковольтного оборудования на производстве» и «сертификат системы качества, выданный в соответствии с национальными стандартами». Неопределенность – все сертификаты выдаются в соответствии с национальными стандартами.
- Предусмотрены декларации соответствия со сроком действия до 5 лет, без какой либо отчетности изготовителя. Предусмотрены сертификаты соответствия продукции со сроком действия до 5 лет с инспекционным контролем только системы качества органом по сертификации систем качества, который один не может отвечать за соблюдение требований безопасности продукции. Периодичность инспекционного контроля в случае сертификации не установлена. За каким органом (или органами) по сертификации определена ответственность за соблюдение Закона из ст. 18 не ясно.
- В ст. 13 не установлены процедуры после выдачи сертификата соответствия иностранному изготовителю (инспекционный контроль, ответственность), в тоже время подчеркивается, что в отношении иностранного изготовителя, должен выполняться «минимально необходимый» объем испытаний. Такая формулировка неприемлема в этом случае, ведь объем испытаний определен требованиями безопасности, которые установлены. Почему такое ограничение предусмотрено только для продукции иностранного производства?!
- Из ст. 16, п.7 не понятно, какие документы нельзя требовать от иностранного изготовителя.
Таким образом, к ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования» необходимо готовить поправки.
Приглашаем кабельные заводы и другие организации познакомиться с техническим регламентом о безопасности низковольтного оборудования» и направить свои мнения
для обсуждения и подготовки предложения о поправках к этому закону по адресу:
.