Перейти к содержимому
Новость

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ В СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ

20 апреля в Росстандарте состоялось совместное заседание Общественных советов Росаккредитации и Росстандарта. В ходе мероприятия участники обсудили основные итоги работ ведомств в 2014 году, публичные декларации целей и задач Росстандарта и Росаккредитации на 2015 год, практические проблемы правового регулирования института сертификации в России, а также перспективы присоединения России к многосторонним соглашениям о взаимном признании под эгидой международных организаций по аккредитации ILAC и IAF. В заседании участвовал И.Б. Пешков в качестве члена Общественного совета Росстандарта.

Комментарий И.Б. Пешкова

Совместное заседание Общественных советов при Федеральной службе по аккредитации и Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии состоялось 20 апреля 2015 года в Росстандарте. На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1) О публичной декларации целей и задач Росстандарта до 2018 года и основных итогах работы Росстандарта в 2014 году.
2) О публичной декларации целей и задач Росаккредитации в 2014 году.
3) О дорожной карте присоединения Российской Федерации к ILAC/IAF (международная организация по аккредитации).
4) О практических проблемах правового регулирования института сертификации в России.

Кроме председателей Общественных советов Саламатова В.Ю. и Шелища П.Б. в заседании приняли участие Абрамов А.В. – руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Шилов С.В. – руководитель Федеральной службы по аккредитации.

Среди рассмотренных вопросов в центре внимания оказались вопросы качества и аккредитации. Было подтверждено, что по-прежнему на рынке РФ имеют хождение фальшивые сертификаты и как следствие выпускается контрафактная и некачественная продукция. В основу обсуждения легла выдержка из выступления министра экономического развития РФ Улюкаева А.В.: «Необходимы окончательная очистка рынка от недобросовестно аккредитованных лиц, привлечение туда качественного бизнеса, готового инвестировать в лаборатории, в лабораторное оборудование, в осуществление тех процессов, которые выявляют все параметры, связанные с качеством и безопасностью продукции». Было решено сконцентрировать усилия Росстандарта и Росаккредитации на искоренении системы выдачи фальшивых сертификатов и расширить полномочия Росаккредитации в борьбе против выдачи и использования фальшивых сертификатов вплоть до возбуждения уголовных дел по статье «мошенничество».

Первый заместитель председателя комитета РСПП, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге РФ Лоцманов А.Н. предложил совместно разработать объективные критерии, которые будут использоваться при проверке органов сертификации. Он представил предложения РСПП по методике выявления органов по сертификации, имеющих высокий риск несоответствия требованиям законодательства РФ к деятельности аккредитованных лиц.

Особую озабоченность руководителей Федеральных агентств и членов Общественных советов вызвал тот факт, что на рынке функционируют предприятия, не аккредитованные вообще, которые продают фальшивые сертификаты, а отдельные предприятия производят или поставляют свою продукцию с использованием таких сертификатов. Члены Общественных советов приняли к сведению, что в соответствии с решением Правительства РФ создана комиссия по борьбе с контрафактной продукцией (председатель комиссии – министр Минпромторга РФ Мантуров Д.В., заместитель председателя - министр внутренних дел РФ Колокольцев В.А.).

Было отмечено также, что в условиях существования значительного рынка контрафактной и некачественной продукции присоединение РФ к международной организации по аккредитации, намеченное по дорожной карте на 2016 год, будет нереальным.

В рамках дорожной карты на осень-зиму 2015 года предусмотрена проверка отечественной системы сертификации международными экспертами. В июне 2016 года намечена вторая проверка с подготовкой окончательной оценки.

Один из поднятых при обсуждении вопросов: ускорение принятия Федерального Закона «О стандартизации». В 2014 году этот закон был принят Госдумой в I чтении, но II чтение Госдума решила провести не осенью 2014 года, как предполагалось ранее, а в 2015 году. Члены Общественных советов обратили внимание руководителя Росстандарта на необходимость активизации работы с Госдумой по принятию ФЗ «О стандартизации» во II чтении.

Следует отметить, что и для органов по сертификации кабельной продукции характерна такая же ситуация, которая сложилась при организации проведения сертификации в целом по промышленности.

Уровень компетентности органов по сертификации, не имеющих специалистов по кабельной продукции недостаточен, чтобы составить обоснованную программу сертификационных испытаний, дать оценку рискам при неприменении изготовителем стандартов и оценить технологию и стабильность производства, как это требует ТР ТС 004/2011. Это приводит к необоснованной выдаче сертификатов и выпуску продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Процедуры, предусмотренные для органов по сертификации, требуют большей компетентности, чем раньше. Однако, в настоящее время число органов по сертификации увеличилось и области аккредитации их расширились при недостатке специалистов. Выход из положения: ограничить число органов по сертификации кабельной продукции и в ряде случаев сократить области аккредитации в соответствии с гарантированной компетентностью.

Кроме того, аккредитованные независимые технические эксперты и организации недостаточно привлекаются к проверкам. Например, в реестры Росаккредитации включен ВНИИКП как организация, привлекаемая к надзорной деятельности. Однако, ВНИИКП никогда не привлекался к проверкам органов по сертификации и испытательных лабораторий.